Транс-Терскей 2008
Пеше-велосипедный поход по маршруту:
Сроки активной части: 27 июля - 15 августа 2008 г.
Пройденное расстояние: 732 км.
Суммарный набор высоты: 11000 м.
Организация похода
В далеком теперь уже 2005 году, когда заканчивался наш поход по Киргизии под руководством Игоря Томаса, наклюнулась у меня одна из мечт – вернуться в Киргизию и пройти-проехать здесь еще один маршрут, пролегающий преимущественно по безлюдным территориям - в общем и по восточной части Киргизии – в частности.
Прошло 3 года, съездил в еще один, относительно серьезный поход и с конца 2007 года начал продумывать предстоящее мероприятие. Параллельно наткнулся на интересный проект www.confluence.org, «взятие» точек с целочисленными координатами. Так и вырисовался маршрут – пройти вдоль 42 параллели, сквозь и мимо горных систем Терскея, Ак-Шийрака и Куйлю, взяв три точки – N42 E76, N42 E78, N42 E79.
Следующие пара месяцев прошли в изучении карт, отчетов горных и велотуристов, связанных с теми местами.
Поскольку точка N42 E76 лежит вблизи перевала Укек (1Б?), решено было пройти и через него, хотя и не найдено было по нему никаких данных, кроме краткого описания на сайте www.mountain.ru.
Также вызывал много вопросов участок маршрута от золотого рудника Кумтор на север, через долину реки Сарычат, плавно преващающейся в р.Ирташ, которая в свою очередь меняет свое имя на Учкель.
Посредством разглядывания снимков GoogleEarth было обнаружено некое подобие колеи, идущей там, где на карте обозначена тропа. Это вселило неожиданную уверенность и было решено - участку через Сарычат - быть.
Так же вовремя подоспел отчет украинской вело-команды под предводительством Андрушевича А., путь которой в 2007 году пролегал по участку р.Сарыджаз-р.Теректы-пер.Теректы-р.Учкель, которым нам предстояло пройти в обратном направлении, т.к. точка N42 E79 лежит в долине р.Теректы. Другим вариантом выхода к р.Сарыджаз представляется путь через пер.Куйлю и по р.Куйлю. Но нам туда не надо на этот раз.
Для проверки сил, и какой-никакой акклиматизации намечается перевал Шамси (н/к), попутно выполняющий функцию спрямления маршрута и дабы не ехать через Боомское ущелье (очень не люблю плотный автомобильный трафик).
В качестве "бонусов" при наличии времени было предусмотрено пара-тройка вариантов, в том числе - небольшой треккинг до оз.Мерцбахера на леднике Ингильчек либо продление вело-части до Алматы через Чарынский каньон и плато р.Асы.
В качестве нововведения решил зарегистрироваться у местных спасателей (фирма «Авалон», регистрация платная – около 20 евро с человека). Они потребовали наличия страховки, покрывающей риски, связанные с необходимостью вылета вертолета на место возможного происшествия. Сделали такую страховку на каждого из участников, заплатив еще около 1200р на человека. Ну и плюс взяли с собой спутниковый телефон (система «GlobalStar», отнюдь не оптимальная в тех широтах).
Одна из особенностей маршрута – то, что на одном из участков он проходит через Сарычат-Эрташский заповедник, а также через погранзону. Воспользовались услугами фирмы Тянь-Шань-Трэвел для получения необходимых разрешений (одно из которых они нам в итоге так и не сделали). У них же был заказан транспорт от г.Бишкек до г.Токмак, который был назначен начальной точкой путешествия. Через эту же фирму пытались сделать разрешение на беспрепятственный проезд мимо золотого рудника Кумтор в районе горного массива Ак-Шийрак. С ним вопрос так и не решился.
Команда
Шпак Михаил, 1982 г.р., г. Новосибирск |
руководитель, фотограф, автор отчета |
|
Анисков Максим, 1970 г.р., г. Новосибирск |
завхоз, фотограф |
|
Зимовец Сергей, 1983 г.р., г. Новосибирск |
реммастер, медик |
Команда перед отъездом |
Команда была набрана в составе трех человек, у одного из которых опыта было побольше, чем у другого, зато у второго дури было больше. Ну а у руководителя наличествовало в равной степени и то, и другое. Проще говоря, хорошая команда подобралась. Проведена пара совместных скаток, в ходе которых выявилось, что все члены предстоящей кампании психологически и физически совместимы, имеют схожие взгляды на рацион питания, а также интенсивность нагрузок, навязанные сверху, то бишь руководителем.
Поскольку предполагались переправы, была проведена тренировка по наведению навесной переправы, с использованием местной речушки Издревой, а также приобретенных для целей похода веревки восьмерки, карабинов и транспортировочной, более тонкой веревки.
Особенности нумерации |
И вот, отпуска подписаны, продукты куплены, деньги пересчитаны, вещи упакованы.
25 июля
- на следующие полтора дня наша жизнь становится связанной с алматинским поездом. Жизнь в нем протекает своим, неспешным чередом, плавно перетекая из 25 в 26 июля, а из него, в свою очередь, в 27.
В районе Семипалатинска столкнулись с забавным массированным мошенничеством. Подсаживается меняла. – говорит, давайте менять рубли на тенге. Мы ему говорим – давай, вот нам надо поменять 800 рублей. Нет, отвечает, меняю только по 2000. Кое-как уболтали его, он нам быстро отмусоливает некоторое количество бумажек, кидает на постель. Беру в руки, считаю, насчитываю 2800 тенге (курс был 4.6-4.8 тенге за рубль). Меняла быстро выхватывает свои деньги и убегает. Так повторялось несколько раз. И везде фигурируют 2000 рублей в качестве минимальной суммы.
Денежная единица Казахстана - тенге, Киргизии - сом.
Во время нашего похода курсы этих валют были приблизительно такими:
1 рубль = 4,7 тенге,
1 рубль = 1,4 сома.
Данные по километражу приведены либо с велокомпьютера руководителя, либо, если сие было невозможно, километраж указан по показаниям GPS Garmin Geko 301. Высота указана по нему же.
Берега рек в отчете указаны орографически. Время местное.
Данные с GPS за 28 июля и часть 29 июля утеряны. Были восстановлены посредством GoogleEarth. Набор высоты за эти дни считался просто как разница между высотами ночевок, либо как разница между крайними точками (например высота ночевки - высота перевала). Таким образом, реальный набор высоты за эти дни был больше, но не учтен.
Описание маршрута по дням
По приезду в Алмату добираемся до Сайрана (автовокзал) за 300 тенге, включая багаж. Там ищем маршрутку (здесь она зовется «бусик») до Бишкека. Нам везет – одному из маршрутчиков надо домой, в Бишкек, на свадьбу к родственнику. Нас грузят в его бусик за заранее оговоренную сумму в 1400 рублей за всех. Мы довольны – вольготно расселись, не приходится изыскивать место для ног.
Не доехав до выезда из Алматы, водитель, постоянно жалуясь на бригадира (как тот обдирает их бедных) выторговывает еще 100 рублей. Попытки торговаться дальше быстро пресекли. Постояли в пробке на Кордае (погранпост между Казахстаном и Кыргызстаном), и вот мы в Бишкеке. Меняем рубли по довольно выгодному курсу и все тот же водитель довозит нас до домика, где расположена фирма «Тянь-Шань-Трэвел», заработав еще 100 рублей.
В ожидании бумаг |
Здесь сталкиваемся с некоторыми нюансами. Разрешение в погранзону нам сделали, а вот в заповедник – нет. Нам это прокомментировали так: зачем вы будете сейчас платить, когда можно прямо егерю на месте заплатить. Ну что ж, пришлось поехать без этого разрешения. Далее этот факт будет иметь последствия.
Приезжает очередной бусик, нас завозят в фирму «Авалон», где мы регистрируемся у спасов, договариваемся с ними о форме связи (мы отправляем им SMS с нашими координатами каждое четное число). Докупаем продукты в ближайшем магазинчике и вперед – к старту. По пути слушаем про «зверства» местных ментов. Вообще, почему-то заметно, что местные водители крайне боятся местных ментов.
Разгрузились, выехав около 5 км за Токмак, попрощались с водителем, неспешно покатили по Чуйской долине, по направлению к горам. Изначально планировалось съездить, осмотреть башню Бурана, но делать крюк около 10 км никому не захотелось.
Начало ущелья р.Шамси |
Незаметно набираем высоту. Под колесами – сносный асфальт. Любуемся приближающимися горами.
11 км – с.Калиновка – останавливаемся возле колонки набрать воды, на повороте возле трансформаторной будки едем по левой дороге.
20 км – с.Чонжар, остается слева от дороги, солнце клонится к горизонту.
22 км – асфальт кончился, начинается злобная, местами каменистая, гравийка, кое-где идем пешком.
Постепенно дорога втягивается в красивое ущелье р.Шамси, переезжаем по бревенчатому мостику на левый берег
После с.Пригородный у Сереги первый прокол (потом это войдет в привычку), тут же встаем на ночлег в стороне от дороги, отправили смс со спутникового домой, ужин, тост за начало похода, спать.
километраж за день 27 км
набор высоты 647 м
ночевка на высоте 1700 м
Часть 1. Путешествие с велосипедом
Утренние подъем на поход решено было назначить на 5 утра, дабы использовать световой день по максимуму.
Немного утеплившись по утру, полные сил начали подъем вдоль ущелья реки Шамси. Дорога постоянно петляет с берега на берег, где-то по мосту, где-то бродом.
Мост перед шгагбаумом |
Хорошая дорога кончилась |
Около 11 часов дня встаем на перекус, немного загораем на солнышке.
Ущелье сужается, тропа местами идет серпантином. Погода начинает портиться. Дождь зарядил когда подошли к небольшому каскаду водопадов, который расположен на правом берегу перед очередным бродом.
Начинаем жутко хотеть есть.
Первый серпантин |
Броды |
Встали на ночевку на стрелке, перед бродом, чтоб бродить проще было.
В районе пер. Шамси выпал снег – нам завтра туда. По словам местных кыргызов-пастухов, впереди нас идут французы с конями, немного не дошли до их стоянки сегодня, они стоят чуть выше, за перегибом. Мы же решили не ломить, а встать чуть раньше, надо же акклиматизироваться. На ужин забацали рис с грибами (дождевики, собрали по дороге). Вечером небо прояснилось, похолодало.
Один из мостов |
Водопад в ущелье р.Шамси |
В горах выпал снег |
километраж за день 19 км
набор высоты 1100 м
ночевка на высоте 2800 м
Догнали коммерсов |
Перевальный взлет |
С утра погода отличная, к 8-15 дошли до лагеря европейцев, 7 коммерсов+3 кыргыза-проводника с несколькими конями, на которых перевозят груз. Идут на Сонг-Кель, немного пообщались на английском языке.
Идем дальше вверх, они остались собирать лагерь.
На 3200 тропа ушла с травяных склонов на сыпуху, евро догоняют, идут с маленьками рюкзачками на 20-25 литров.
В 11-10 на перевале Шамси (3570 м, н/к), в туре записки нет, свою тоже не оставляем, т.к. уж больно хоженый конями и пешеходниками перевал. Ждем Макса, через 15 минут он заходит на перевал. Делаем фотки, кушаем шоколад.
Нашли табличку разбитую, сообщающую о боях на этом перевале, с датой 1920 год, видимо в гражданскую войну с басмачами.
На пер.Шамси |
Скатываемся вниз, иногда даже можно ехать, потом тропа вошла в курум, а затем ушла на правый берег, идет по верхам.
Тропа по 1 км и 2 км карте идет по левому берегу. Реально – скачет с одного на другой. Около 10 бродов по колено.
На впадении р.Колькор обошли прижим и полезли по тропе вверх, дабы вылезти из ущелья, хотя можно было идти и по низу, там есть тропа.
Через 3 км – началась дорога, в с.Кашат – даже асфальт.
Закупили немного продуктов (т.к. было уже довольно поздно и мы могли не успеть в магазины в Кочкорке до закрытия).
Далее до самой Кочкорки – ужаснейший асфальт со стиральной доской. В с.Кочкорка были в полдевятого вечера, уже стемнело, позвонил с переговорного пункта домой и спасам, договорились о процедуре отсыла им смс-ок, т.к. обычным методом им почему-то не отсылалось, будем отсылать через посредника. Докупили хлеба и выехали в сторону оз.Кельукек.
В с.Укок уже совсем темно, у меня от тряски выкручивается болт багажника и его стойка попадает в кассету. Чинимся и решаем попроситься в дом на отшибе, поставить палатку. Нас пускают, ужинаем и в 23-30 отбой. Был сложный денек. Завтра подъем позже обычного, дабы отдохнуть полноценно. Отставание от графика – 1 сутки.
В обнимку с чужими |
Все выше и выше |
Скачем с берега на берег |
Вечерняя дорога в Кочкорку |
километраж за день 62 км
набор высоты 750 м
ночевка на высоте 1866 м
Утренний техосмотр |
Резкий набор высоты |
Встали позже, т.к. надо было отдохнуть после трудного дня
С утра потеряли достаточно много времени на сборы. Плюс у Макса меняли сломанную спицу на заднем колесе. Я правил тормозные диски после пешеходного перевала.
Сразу за деревней начался резкий набор высоты, каменистая дорога с булыжниками, местами идем пешком, дорога входит в ущелье р.Укок. Несколько бродов притоков глубиной по колено. Встречаем несколько конных кыргызов, удивленно поглядывают на нас, но молчат. Идет группа англичан, семейная пара, отмечающая медовый месяц в сопровождении гида из Бишкека. Он нам подсказал, что после домика надо идти влево по тропе, а не вправо по дороге, т.к. дорога уходит вникуда. Вначале так и сделали, но зачем-то решили вернуться на дорогу (протащив байки вверх по склону). В итоге пришлось спускаться обратно на тропу.
Чьи-то яйца? |
Нет! Грибы. |
Перед перевальным взлетом тропа входит в камни и ползет серпантином вверх на водораздел, который запирает озеро. Видимо, как-то раз произошло землетрясение, в результате которого случился обвал и завалил реку, образовалось озеро, а по сути своей - пруд. Ибо оно только выглядит бессточным, но сток где-то на дне озера около обвала. По киргизски Кельукек - озеро в сундуке.
Без обеда, на конфетках забрались наверх. Там открываются такие захватывающие дух виды озера и снежных вершин хребта, что мы потратили минут 20 на фотосессию, подкрепились парой вафель и вниз, к озеру. Находясь на северном берегу озера, нам надо попасть на южный, но это оказалось не так быстро, как хотелось.
Тропа петляет по обрывистому западному берегу озера и только примерно через час мы подошли к бродам через речки, впадающие в озеро. Перебродили по колено и встали на стоянку на мысу, недалеко от группы иностранцев.
Завтра бродить с утра холодную р.Кельукек.
Хотели в юрте пастухов заказать ужин, но до них оказалось довольно далеко идти. В итоге, сделали двойную порцию гречки с мясом, дерябнули по глотку бальзамчика и спать. Фотографирование красивейшего озера на закате добавило эстетического наслаждения.
Отставание на сегодня – полдня. И как я собирался подняться более чем на километр высоты от Кочкорки до Кельукека за полдня – неясно. Подвело планирование, не посчитал линии горизонталей на карте.
Потери на сегодня – отличился Серега, не застегнул карман рюкзака. Итог – потеряли все витамины и велобутыль.
Озеро Кельукек |
Предзакатное озеро |
километраж за день 21 км
набор высоты 1059 м
ночевка на высоте 3067 м
Альпийские луга |
Видна седловина перевала (правее центра кадра) |
Утром подъем, как обычно, до зари. Перед самым стартом проснулась пара иностранцев, оказались французы, поболтали немного. Батонятся на озере, четких планов нет. О наших планах отзываются как обычно – «crazy Russians».
День обещает быть солнечным, нам везет. Перебродили р.Кельукек, утром она гораздо менее бурная. Но все равно холодная.
Понемногу набираем высоту, катим байки по альпийским лугам. Кругом царит эдакая пастораль. Местами попадаются юрты, много стад баранов, коров, лошадей, приятная долинка. В одной из юрт угостились бутылкой кымыза. Денег с нас не взяли.
На 8.5 км дошли до характерной горы и ручья, откуда идет поворот на перевал. Долго не могли понять – нужный ли это отворот или он находится чуть дальше, на следующем ручье. Методом пристального всматривания в карту, GPS и окружающую действительность решили поворачивать здесь и не ошиблись.
Попытка нести байк на спине |
Почти наверху |
Идем по тропе, перемежающейся камнями и сыпухой. Любуемся ледопадами по левую руку от перевала. Идем правой стороной долины.
В 15:30 выходим на перевал Укек (3954 м, 1Б). Непонятно, конечно, почему он 1Б, чем от 1А отличается – сложно сказать. Полчаса проводим тут, отдыхаем, фотографируемся.
На перевале Укек |
Пиить! |
Спускаемся к р. Ашуу-Тер, в месте, где она образуется из двух притоков – красного и желтого цветов. Идем вдоль нее по левому берегу, стараясь держаться скотных троп, т.к. они идут, точно следуя горизонталям, без набора и сброса высоты. Ближе к устью уходим в соседнюю долину, спускаемся до ручья с чистой водой, встаем на стоянку. Устраиваем помывку и постирушки. Макс забыл расческу, расчесывает свои патлы велосипедными спицами.
Под охраной вершин |
Желтая вода, красная вода |
Буйство цветов |
Панорама пер.Укек |
километраж за день 19 км
набор высоты 1040 м
ночевка на высоте 3240 м
С утра на будильник реагировали вяло. Но нам с Серегой надо было вставать и топать на первую точку. Макс же решил порелаксировать подольше и остаться спать.
N42 E76 |
На точке |
Особенности строения горных пород |
К моменту, когда прибыли в лагерь, Макс уже сготовил завтрак. Собрались, перевалили по изолиниям в соседнюю долину. Спросили у пастуха про дорогу, помчались вниз, колеса чуют дорогу с долей фрирайда. Перебродили ручей, выехали на грунтовку и по ней спустились к р.Кара-Куджур. Делаем небольшой крюк до моста, въехали в с.Ак-кыя.
Яки |
А вот спуск с него, это да!
Скорость, достигавшая 55 км/ч по грунтовке, свист в ушах и все внимание на дорогу. Однако жажда скорости сгубила-таки Серегу. На одной из россыпей камней он пробивает одновременно оба колеса, одна камера сразу на выброс из-за большого разрыва. Чтобы сэкономить время и быстрее убежать от большого количества комаров (остановились в болотистой долинке), совместными усилиями перебортовываем его колеса и несемся дальше на восток.
В 18-30 доезжаем до моста через р.Карасаз, где была запланирована ночевка, однако вид этого болотца нас не впечатлил. Едем в следующую долинку. Однако р.Кара-Гоман тоже мутная. Едем дальше – к р.Болгарт. Аналогичная ситуация. Позже мы узнали, что из-за сильной жары начали интенсивно таять ледники, что мы и узрели в грязных по-весеннему реках. Едем вверх по р. Болгарт до ОТФ рядом с мостом. Приобрели у хозяев жилого домика молока с вкуснейшими лепешками. Поужинали от пуза и спать.
Догнали график – это радует.
Река Болгарт |
Закат |
километраж за день 95 км, бонусный километраж 12 км
набор высоты 787 м, бонусный набор высоты 350 м
ночевка на высоте 2720 м
Неторопливо |
В долине р.Бурхан |
С утра тяжело вставали, видимо сказался плотный ужин.
Сходил в 7 утра, забрал заряженный телефон и батарейки, который вчера отдал в дом подзарядиться.
Вчера на спуске погнул стальной штырь стойки багажника и промял резьбу в креплении багажника в раме, стойку не стал трогать, на болт навернул гайку.
Едем в комфортном режиме по правому берегу р. Болгарт, где можно – съезжая на грунтовки с основной, гравийной дороги. Чувство удовольствия от езды, тишины и покоя – непередаваемые.
На 20 км – мост через р. Джилуу-Суу, уходим в долину р. Бурхан, набирая высоту.
Я назвал этот день днем имени Эстонской республики, уж очень неторопливо наше движение по широким долинам проезжаемых рек. У меня тонус – на нуле, еду позади всех. Спустя некоторое время понимаю, что, возможно, у меня небольшая горняшка. Недалеко от охотничьего домика (51км) на стрелке р. Бурхан и р. Калча носом пошла кровь.
Охотничий домик |
Я лег подремать немного, дабы оклематься, через 30 минут взбодрился, Макс с Серегой в это время развлекали внуков хозяев домика. Дорога местами превращается в колею в траве, едем медленно. За нами движется дождевой фронт.
На 64 км решаем вставать на ночлег, найдя удобное местечко. Дождь нас захватил самым краем, оставив на память красивейшую радугу.
Я отлеживаюсь до ужина. Прямо перед входом в палатку – ледник, с него задувает ледяной ветер.
На ночь мажем губы спасателем, пятую точку троксевазином (надо было тоже спасателем).
Вообще дальше у нас вошло в обязательную процедуру перед сном следующее действо. Забираешься в спальники, мажешь губы и пальцы рук спасателем, передаешь мазь следующему, лежишь минут 10 с растопыренными пальцами, дабы мазь впиталась и не марала спальник. Сильно мы жалели тогда, что не взяли с собой в поход помаду. Вообще, теперь в обязательный комплект буду брать с собой помаду, щипчики и зеркальце.
Перед отключкой все думы про завтрашний перевал и ждущих нас за ним сыртах.
Весь день нас сопровождал посвист сурков, которых тут несчетное количество.
р.Бурхан |
километраж за день 63 км
набор высоты 528 м
ночевка на высоте 3195 м
Баран Марко-Поло |
С утра мне полегче, но что-то начал «киснуть» Макс.
Едем по заболоченной долине, кое-где из-за высокой и мягкой травы приходится спешиваться.
Через 9 км после старта – бродим реку с множеством рукавом и уходим в правое ущелье. Солнце начинает припекать, вылезли оводы, на месте стоять невозможно. Встречаем по пути опять несколько останков барана Марко-Поло.
На 17.5 км – начало перевального взлета. 8 витков общей длиной чуть больше 1 км. Дорога выводит на сырты, сам перевал не ярко выраженный, примерно на 21 км.
Вокруг никого, лишь грозная природа по сторонам. Ледники, озера, свист ветра.
Дорога явно не поддерживается уже давно, многие мосты-трубы в плачевном состоянии. Видимо, недолго ей осталось жить.
Едем по колеям в глинистом грунте, местами по болоту.
Эдельвейсы |
Озеро Арабель |
На 28 км выезжаем на гравийную трассу на Барскоон. Уходим с нее на отличнейшую гравийку на золотой рудник Кумтор. Периодически проносятся грузовики и огромные джипы с охраной рудника. Слева по пути движения заходит мощнейший ливень. Километра за 2 до р.Арабельсу он нас настигает. Шквальный ветер, дождь с градом. Мгновенно промокаем, доезжаем до моста через р.Арабельсу и через 300 метров сворачиваем влево с трассы в сторону озерца и р.Иттыши.
Вода в реке опять же очень мутная, встаем на берегу озера, спрятавшись в складку местности от ветра.
Разбирая вещи, обнаруживаем, что у Сереги в рюкзаке разорвалась упаковка соуса чили. Отстирывает по мере сил, доедаем остатки кетчупа. После этого выдули огромное количество чая. Сеанс связи с родными, чуть-чуть потупили перед сном и спать.
Трасса на Кумтор |
Перед самым сном очередной ливень обрушился на нас. Ак-Шийрак в завесе снеговых туч. Очень впечатляет этот горный массив, покрытый ледяными шапками с его суровыми природными условиями. Портит вид только ЛЭП, протянувшаяся на золотой рудник.
В этот день немного поболели Макс с Серегой. Закинулись таблетками.
На пер.Арабель, высокогорные сырты |
Непогода догоняет |
километраж за день 58 км
набор высоты 810м
ночевка на высоте 3625 м
N42 E78 |
Жажда жизни |
С утра у нас полудневка, точнее у Макса.
Мы с Серегой, позавтракав собираемся в начале восьмого утра на нашу следующую точку. Напрямик до нее 13 км по показаниям GPS.
Уходя от озерца, идем вдоль р. Иттыши. Натыкаемся на некое подобие базы – несколько кунгов, огороженных забором, дорожка к туалету, выложенная камнем. Что это такое – неясно, людей нет.
Идем вначале по остаткам колеи, потом она исчезает в верховом болоте. Идем то по кочкам болота, то по камням, где можно. Кругом типичная тундра. Отличие только в том, что нет кустарника и горы встают кругом. Ледники так близко, что можно разглядеть их в подробностях.
В 10:30 доходим до озера, откуда вытекает речка. Рядом на склоне – искомая точка N42 E78.
Отмечаемся и быстрей назад, т.к. видно, что надвигается непогода.
Думая, что выйдет быстрее, идем верхами, однако в одном месте ошибаемся со складками рельефа, делаем приличный крюк. Сильно устав, пройдя более 30 км, около двух часов пополудни приходим в лагерь. Не успели пообедать, как налетела гроза, пытаясь унести и затопив палатку. Но по характеру она больше похожа на тропический ливень, т.к. быстро пролетает мимо. Пока пережидаем непогоду, думаем что делать сегодня, превращать полудневку в дневку (график позволяет) или ехать дальше, попытаться сегодня перевалить в долину р.Сарычат. Выглянувшее солнце решает – едем.
Метеостанция Тянь-Шань |
По дороге в Мордор |
Собираемся как можно быстрее, но все равно, выдвигаемся только в 16:30. Выбрались на гравийку, оттуда 8 км до блокпоста на рудник. Дальше нас не пускают, аргументируя тем, что то, что за речкой – принадлежит компании Кумтор и на территорию запрещен въезд. При этом дорога пролегает по стороне, принадлежащей руднику.
Тут же остатки метеостанции Тянь-Шань. Макс забалтывает зубы охраннику рудника, делаем фотографию с ним, и в итоге едем через метеостанцию, которая находится в полуразрушенном состоянии, но работоспособна, хоть и в автоматическом режиме.
Как можно незаметнее пробираемся по горам гравия на запрещенную дорожку и катим по ней вдоль «канала» (то, во что канадцы превратили р.Арабель-Су).
Проезжаем мимо озера, куда кумторовцы сливают цианид. Доезжаем до моста, решаем переехать на разрешенный берег, дыба усыпить бдительность охраны. Можно было и не переезжать, а быстро выехать по запрещенному берегу из зоны видимости блокпоста.
На нашу удачу, есть второй мост, по которому возвращаемся на нужный берег.
Грызут гору |
Мост через искусственную реку |
Сильный ветер, зачехляемся кто как может. Виды вокруг – как сцены апокалипсиса. Сочетание холода, сильного ветра, грозовых фронтов, надвигающихся на нас с поражающей быстротой, чем-то напоминают преддверия ада. Колея теряется в болотах.
Уже вечер, решаем вставать здесь, не сбрасывая высоту. Наша самая высокая ночевка. Со стороны рудника – постоянный раздражающий гул. Периодически накрапывает дождь. Перед тем, как заснуть, слышим как он переходит в хлопья снега. Что ждет нас утром…
P.S. По Кумтору – возможной причиной того, что нас не завернули с их кружной дороги – то, что мы подъехали к КПП около 6 вечера, народ заканчивал работу, плюс плохая погода сыграла свою роль, всем было просто не до нас.
Утро |
Сырты |
километраж за день 17 км, бонусный километраж 30 км
набор высоты 411 м, бонусный набор высоты 286 м
ночевка на высоте 3840 м
А на утро выпал снег |
Всю ночь шел снег.
С утра – холодно вылазить из спальника, за бортом ниже нуля и бескрайние белые пространства вокруг, увенчанные белоснежными горными вершинами.
Долго вставали из-за холода. Сходили, поразламывали лед в лужицах, набрали воды. Попили чая, позавтракали – приободрились.
Пока Макс менял 4 сломанные спицы, мы очищали палатку от снега и наледи. Такую погоду она видела впервые.
Немного фотографий окрестностей и вперед – в белую даль.
Пока морозно – идется нормально. Вышли-таки на дорогу-колею, которую вчера потеряли. Она шла правее, чем мы предполагали.
Доехали до первого брода, перешли по камням его.
Около 9 утра подошли к броду через р.Кызыл-Су. Глубина брода – до бедра, ширина метров 25, ледяная вода. Серега умудряется уронить байк с рюкзаком набок. На берегу быстрое растирание ног, переобувание.
В белую даль |
Брод р.Кызыл-Суу |
С таянием снега наша скорость кардинально уменьшается. На колеса наворачивается глина с мелкими камушками, байк стопорится. Лучше идти, не ехать, т.к. во время езды байк глубже утопает в глине, а скорость отличается не сильно.
От сваливающейся с колес грязи у меня заклинивает задний переклюк, гнет петух и чуть было не ломает его. Хорошо – вовремя заметил.
Периодически останавливаюсь для очистки от грязи, помогает не надолго.
По пути встречается около 5 небольших бродов.
Подходим к крупному левому притоку р.Кызыл-Су (которая теперь, после ухода в ущелье, называется р.Сарычат), ширина около 15 метров, выше колена. Переходим без проблем, с раздельной переноской байка и рюкзака.
Погода двоякая – с одной стороны печет солнце, с другой дует ледяной ветер с ледников Терскея и Ак-Шийрака.
р.Сарычат |
Петроглиф? |
Проходим/проезжаем мимо нескольких озерец и скатываемся к р.Сарычат, вырывающейся в этом месте из узкого ущелья и сливающаяся с притоком, текущем с ледника Колпаковского.
На слиянии – зимовье. Внутри – разгром. Видно, что давно тут никого не было. Ничего не трогаем, идем искать переправу.
Однако время – обед. Думаем, стоит бродить или нет, все-таки серьезный брод. Таки решаемся.
Серега притаскивает из зимовья стальную трубу в качестве посоха, я обвязываюсь веревкой и вперед. Перед этим попробовал зайти в тапочках, замотанных на ногах скотчем – первые же шаги показали ошибочность такого подхода: скотч – в клочья, чуть не утопил тапки.
Переобувшись в треккинги брожу реку, пару раз чуть не навернувшись из-за крупных валунов, сильного течения и невозможности видеть дно – вода очень мутная. Перебравшись – закрепляю веревку на камне, натягиваем перила. Получилось довольно низко над водой, но других камней подходящей высоты не было. Переправа получилась длиной около 35 метров.
Макс с Серегой перетаскивают байки с рюкзаками, после каждой ходки пытаясь согреться. Каждый по разу искупался. У Сереги унесло очередную велобутылку.
р.Сарычат, хребет Куйлю |
Место брода р.Сарычат |
Перекусываем там, делаем по паре глотков бальзамчика. Время – начало пятого.
После брода колея теряется, идем над берегом, вошедшим в очередной невысокий каньон. Перебраживаем очередной приток, шириной метров 10-15, в три рукава, глубина до бедра.
Все притоки грязные, с ледника вместе с песком тянет большие валуны.
р.Оройсу |
Доходим до следующего притока - р.Оройсу. Вода бьется в каменном каньоне. Как бродить – непонятно.
Тут Серега обнаруживает узкий лаз, где река ревет внизу в трубе, а сверху – около метра, можно перепрыгнуть. Осыпные склоны, поэтому осторожно передаем манатки по цепочке.
Все очень вымотались трехчасовой переправой через р.Сарычат, ищем ближайшую воду для стоянки. И тут нам везет – находим ручеек с чистой водой, текущий со скал. Падаем, на остатках сил разбиваем лагерь, сушим вещи, готовим ужин.
А тут еще сюрприз – аккумулятор спутникового телефона сел. Вырубается почти сразу после включения. Видимо сказалась наша холодная предыдущая ночевка вблизи Кумтора (ночью было где-то -5 -10 градусов), телефон лежал не в спальнике, а на дне палатки, что для литий-ионной батареи вышло боком. А завтра – необходимо передавать координаты спасам. Затаенная надежда, что аккумулятор сел не окончательно. Еле хватает сил дописать дневник. Все, спать!
километраж за день 20 км
набор высоты 150 м
ночевка на высоте 3309 м
Утром попробовали включить телефон. Заряд – одна палка. Видимо, действительно сказалась ночевка при минусовой температуре. Решили подождать до вечера, а вечером уже отправить смс с координатами. Как же мы ошибались. Надо было сразу отправлять, пока была возможность. Но мы этого еще не знали.
Ночью опять был минус. Первый брод был по обмерзшим камням, перешли не замочив ног. Идем все так же вдоль реки, без тропы.
Я просчитался с картой и небольшую гряду, которая по карте обходится сильно поверху, мы решили обойти по низу. Метров через 300 уткнулись в прижим, который не обойти.
В этом месте наблюдалось забавное явление – звук течения отражался от стен прижима и казалось, что вода течет внутри скал. Повернули назад, попробовали подняться там, где более полого. Но из-за того, что было лень идти обратно по валунам, ломанулись вверх не дойдя до нужного места.
Сначала я полез вместе с рюкзаком и велосипедом. Поняв, что не вылезу так, байк бросил. Склон – более 45 градусов, осыпающаяся глина. Лезу буквально на зубах. При этом туфли на ногах – жесткие контактные.
Вылез на козью тропу, пошел обратно за байком. Сереге с Максом велел обходить дальше. Сам же с байком опять полез вверх, работая тормозами для того, чтоб хоть как-то зафиксировать его на склоне.
Посидел, отдышался, пошел смотреть, как продвигаются дела у остальных. Макс не послушался и полез-таки в лоб. Рюкзак вытащил ко мне, попытался спуститься обратно за байком, но после нескольких попыток – сказал, что страшно и пошел в обход.
Мимо туда и обратно пролетел вертолет. Видели нас пилоты или нет – непонятно (потом мы из СМИ узнали, что примерно в это же время потерялась группа альпинистов в районе перевала Куйлю, т.е. в непосредственной близости от нас).
Тем временем, Серега по-умному обошел скалы и вышел на меня. Перенесли максовы вещи в одну кучу и стали ждать его. Дождавшись, идем по козьим тропам вдоль каньона. Постепенно русло расширяется, в него вливается несколько притоков, в том числе р. Борду, после которой р.Сарычат превращается в р.Ирташ.
Брод р.Чомой |
Языки камней |
Долина р.Ирташ – страна булыжников. Вроде бы ровный берег, ан нет, ехать не получается, т.к. часто встречаются реки камней, стекающих с такого близкого Ак-Шийрака.
На 12 км – брод реки Чомой. Брод около 15 м шириной, глубиной чуть выше колена. Переходим там, где кому удобнее.
Найдя чистый ручеек (что достаточно сложно в этих краях), устраиваем горячий обед в 14-00.
Чем разнообразить послеобеденное время? Не знаю как кто, а мы развлекаемся бродами и прорубанием через заросли колючек. Длина каждого шипа – 2-3 см. Осложняет дело то, что эти растения обладают обильной пыльцой, которая забивает нос.
Преодолев колючечье поле, попадаем на поля древовидной полыни. Я сильно чихаю, кровенеют глаза.
Обходим прижим, на котором Серега позаигрывал с семейкой зверьков, похожих на хорьков.
Встречаем странный след на тропе, возможно кошачий.
Очередные останки барана Марко-Поло |
Чей же это след? |
Где-то тут наступает момент, когда моральные и физические силы иссякают и начинается рефлексия на тему «на кой я сюда поперся». Сильным стрессовым фактором была севшая батарейка телефона. Однако беру себя в руки.
К закату доходим до гряды больших валунов. Отправляю Серегу вперед, глянуть, что нам грозит впереди. Где-то недалеко должен быть брод через р. Джаман-Су (что в переводе - плохая вода).
Не удовлетворенный результатом его разведки, сквозь эти «чемоданы» иду проводить рекогносцировку сам.
Гряда тянется метров на 300, а далее – каньон реки. Посмотрел на примерное место предстоящего брода – не сильно весело, придется побарахтаться. Возвращаюсь, моя команда валяется на пенках, отдыхает.
Т.к. воды рядом нет – добываем ее, вернувшись достаточно далеко назад к роднику. Разбиваем лагерь, я залажу в спальник подальше от полыни, закинувшись супрастином.
Вот уже и ужин готов, а Макса с водой все нет.
Дожидаемся его, за ужином обсуждаем перспективы и решаем начать экономить продукты и бензин, т.к. отстаем минимум на 1 день.
Включив телефон – успеваю написать смс, но чтоб отправить его, заряда уже не хватает. Засыпаем с не очень хорошими мыслями в голове.
километраж за день 26 км
набор высоты 337 м
ночевка на высоте 3009 м
Старт в 7:10 – по индивидуальной готовности. Настроение – подавленное.
Перетаскиваемся через гряду, через 1 км выходим к реке. Пытаюсь перейти сходу через мелкие протоки, но перед основным руслом притормаживаю, т.к. понимаю, что смоет.
Макс в это время пытается перебродить с байком на плече выше по течению. Но главная неприятность подобных речек – большие валуны на дне, невидимые из-за грязной воды - дает о себе знать.
Он поскальзывается на подобном камне и его сбивает с ног, опрокидывает течением. Из бурлящей воды периодически показывается то его голова, то части тела, то колеса велосипеда.
Метров через 30-40 его прибивает к излучине, Серега помогает выбраться на берег.
Все произошло настолько быстро, что никто ничего предпринять не успевает. Ноги и руки у него посечены камнями, из губы сочится кровь. Вроде бы обошлось без сильных повреждений. Бежит переодеваться в сухое, пытается согреться.
Брод р.Джаман-Су |
Переправа байков |
Начинаем искать место для переправы выше и ниже по течению. Ниже кое-что находим. Оцениваем – в принципе, возможно. Привязываем Серегу веревкой – и он переходит реку, тоже немного поплавав на стремнине. Выбирается на тот берег, раздевается, старается обсушиться.
Еще долго потом мы вспоминали этот упущенный кадр (не до фотографирования в тот момент было) – сидит голый обросший мужик на камне на корточках и дрожит крупной дрожью на ветру.
Закрепляем веревку. Из-за неудачно расположенных камней, перила получаются низкими.
Решаю ходить сам, таскать вещи.
Сначала серегин рюкзак, дабы доставить ему сухие вещи.
Тут обнаружилось еще одно неудачное свойство места переправы – перила проходят прямо по месту слива струи, над бочкой.
Прохожу-таки, меня немного пополоскало в бочке, почти оторвав ото дна. Так же переношу остальные рюкзаки.
Стенки каньона р.Джаман-Су |
Иду на третью ходку, Серега настоятельно просит, чтоб я перенес байк, а не оставшийся рюкзак, т.к. ему идти следующим, а с рюкзаком он чувствует себя уверенней,чем с байком на плече.
Однако когда перешел к Максу, тот предложил вариант удачной переправы байков: перенатянуть перила с целью наведения навесной переправы и уже таким образом перевезти велосипеды.Соглашаюсь с ним, беру последний рюкзак.
Когда Серега это увидел – он изменился в лице. Так сильно не хотел он переносить байк. Перейдя реку в очередной раз – успокаиваю его, объясняю наш план и реализовываем.
Т.к. на островке, где находится Макс удобных камней нет – он кладет себе велобутыль на плечо – а на нее веревку и таким образом выполняет роль опоры. Во время переправы велосипеды даже немного помыло в бурной водице. Последним идет Макс – по более удачному месту, выше слива. Время – около 12 пополудни. Итого ушло у нас на переправу 4 часа. Успешное завершение переправы сильно повысило настроение. Смотрим в будущее уже с оптимизмом. Закинувшись по паре гемотагенок, спешим дальше, думая думы о телефоне, спасах и волнующихся за нас родных.
Переходим по колено еще один приток, несколько сухих русел.
Появляется дорога, по которой даже можно ехать. Обнаруживаю, что у меня сломался багажник. Водружаю рюкзак на плечи.
Подкатываем к ЛЭП. Здесь на берегу р.Кургак-Тепши стоят несколько заброшенных вагончиков, видимо, оставшихся от строителей ЛЭП. Царит запустенье.
Бродим р.Кургак-Тепши, а также еще 2 притока, р. Нишгарт и р. Кучыгдан. Они прозрачные, бродить одно удовольствие. Глубина – по колено, ширина 5-10 метров.
В этом месте сходятся 3 ущелья, образованные р. Кургак-Тепши, р. Ирташ и р. Учкель. Со всех трех сторон висит серое марево, которое продвигается к центру, т.е. к нам. Серо-желтые горы кругом, ржавая ЛЭП, редкие пучки травы в глине, громыхает гром. Сразу приходят на ум сцены из книг и фильмов С.Кинга.
Кош, ремонт багажника |
Поскольку время – послеобеденное, а через 8 км – самый ответственный брод через р.Учкель, решаем вставать на полудневку, чтоб завтра рано с утра форсировать брод.
Идем в кош, который стоит на холме, над местом слияния рек. Остановились там на обед, но так и остались там до конца дня по причине неясностей в погоде, необходимости в отдыхе, а также то, что бродить р.Учкель все же лучше по утру. Опыт послеобеденного брода у нас уже есть, повторять не хочется.
Поскольку куковать нам здесь еще полдня, проводим инвентаризацию имущества. Пошарив по окрестностям, находим печку буржуйку без верха, энное количество кирпичей, несколько дверей, железные пруты.
Из кирпичей сооружаем козлы для прута, на который вешать котелки. На дрова идут старые оконные рамы, разбросанные по территории.
Из дверей и пары корыт непонятного назначения сооружаем топчан, для того чтобы не ставить палатку (все вокруг покрывает очень толстый слой песчаной пыли). В общем, обустроились на славу.
Пока суть да дело отремонтировали мне багажник, используя найденные ржавый гвоздь и стальную проволоку.
Первый раз готовим на дровах |
Импровизированная батарея |
Пришла в голову мысль попытаться оживить телефон.
Из пальчиковых батареек соорудили аккумулятор на нужное количество вольт.
Сначала мы зачем-то подсоединили его к выходам зарядки, внутри телефона что-то запахло паленым. Но телефон работал.
Тогда решили подсоединить самодельную батарею вместо родной (на родной 4 выхода, «+», «-», температура и еще какой-то).
Подсоединили. Работает! Надежда волной всколыхнулась в нас. Телефон нашел сеть, принял входящую смс. Но доходим до отправки смс – и значок антенны исчезает. И так несколько раз.
Более внимательно рассматриваем аккумулятор. Кроме двух питающих контактов – есть еще два, один из них, видимо, температурный (значек «Т»), а второй – неясно, видимо сигнальник какой-то. Решаем, что этот контакт нужен обязательно. Поэтому мы из фольги от шоколадки делаем выводы на плюс и минус из-под родной установленной батареи. И к этим двум выводам уже бы подсоединяли самодельную батарею.
Так получилось, что во время первых попыток, при снятой батарее, Макс с Серегой стояли с задней стороны телефона, подсоединяли контакты, а я с фронтальной – набирал пин-код. Спеша опробовать конструкцию, не обратили внимание, что теперь телефон лежит на столе, а Макс с Серегой не поменялись местами. И в момент подсоединения понимаем, что перепутали полярность.
Это понимание непоправимости как каменной глыбой накрывает нас. Делаем еще пару отчаянных попыток включить предыдущим способом телефон – результата ноль.
Этот резкий переход от огромной надежды к безнадежности – просто не передать словами, настолько он подкосил нас. Остаток дня практически не разговариваем, каждый – в своих мыслях. Что будут делать родные, не получая вестей от нас в назначенное время? Не поддадутся ли панике и не дадут ли добро спасателям на наши поиски, тем самым подписав нас на расплачивание за вертолет, который вылетит искать нас (страховка работает только в случае несчастного случая)? Крайне неприятные переживания.
Предстоящий путь представляется чем-то будничным на фоне душевных волнений. Завтра решаю вставать в 4 утра, чтоб пораньше подъехать к броду через р.Учкель.
километраж за день 10 км
набор высоты 99 м
ночевка на высоте 2923 м
Раннее утро |
Спуск к р.Учкель |
Максу сегодня выпало сверхраннее дежурство, готовит при свете фонарика, попутно греется от костра.
В 6:05 выдвигаемся. Организм от такого раннего подъема подтормаживает чуток. Только-только занялся рассвет.
Во всех еще сильны воспоминания о нашей вчерашней неудаче, об убийстве телефона, едем подавленные. Стараюсь отвлечься, любуясь потрясающей картиной восхода солнца.
Доехали до серпантина, спускающегося вниз, в ущелье реки. Ехать удается не более половины – большие валуны, ведем велосипеды рядом. Дорога вдоль реки частично смыта, прижимы пролазим по каменным осыпям и зарослям колючей облепихи.
К 8 утра доходим до предполагаемого места брода. Чем оно отличается от других мест – не особо понятно, разве что наличием деревьев на противоположном берегу и то, что на том берегу просматривается некое подобие дороги.
р.Учкель |
Однако сама река вызывает опасения, сильное течение, вода большая, несмотря на раннее утро. Ширина в месте брода – около 30-35 метров. Поскольку добровольцев бродить первым не оказалось, иду я. Однако, отойдя от берега на 3-4 метра, был буквально подмыт водой, захлестывающей уже по пояс. На стремнине же явно глубже.
Понимаю, что так не перебродить, возвращаюсь обратно.
Отправляю ребят вверх и вниз по течению поискать альтернативу. Сам сижу, рассматриваю карты, прикидываю варианты, что делать дальше. Возвращаются – чего-либо получше не нашли.
Озвучиваю им варианты, их собственно 4:
Принял решение идти через пер.Эшегарт, отбросив остальные, как неподходящие, с учетом того, что еды у нас осталось где-то на 2.5-3 суток.
Возвращаемся обратно в кош своим путем. По пути Серега пробивает об колючку колесо. Пока он чинится, я немного полежал, т.к. неважно чувствовал себя из-за болей в желудке. Выпил Маалокс - чуть полегчало.
Над нами пролетает вертолет пограничников. Видел он нас или нет?
Буква "А" с запиской |
В коше обедаем.
Возникает идея оставить записку спасателям на всякий случай, чтоб, если будут искать – все-таки знали, что мы изменили маршрут и где нас искать.
Выкладываем из бревен, дверей и прочих подручных крупногабаритных предметов на поле большую букву «А». К ней привязали оранжевой ленточкой бутылку с запиской о том, что мы изменили маршрут с указанием причины и планируемым маршрутом выхода в населенку.
Выполнив сей ритуал, приступили к реализации намеченного плана по выходу к людям.
Плетусь в конце, увещеваю организм передвигаться, видимо чем-то отравился.
Набрали 300 метров высоты, устроили перекус.
Дорога разветвляется, одна уходит вправо на серпантин, вторая – дальше вдоль ручья. Я вспоминаю, что читал про эту развилку в паре отчетов. Но вот вспомнить, какой вариант правильный, хоть убей, не могу.
На серпантин не сворачиваем, идем дальше вдоль ручья, хотя правильный вариант – именно серпантин. Двигаемся по прижимам левого берега ручья, текущего с перевала.
Набрав еще 350 метров, находим на его берегу приятную лужайку, в начале шестого вечера разбиваем лагерь. Моемся, стираемся, пока не сильно холодно. Отбой в 8 вечера, завтра опять подъем в 4 утра. Настроение понемногу улучшается.
километраж за день 22 км
набор высоты 972 м
ночевка на высоте 3580 м
Сегодня я дежурный, вставать в 4 утра было тяжко, особенно учитывая, что было ненастно. При свете фонарика под дождиком сготовил кашку.
Поели, потупили минут 15, дождь моросить перестал. Холодно.
Только стартовать собрались, как я обнаружил, что спущено переднее колесо. Пока перебортовывался – согрелся.
Старт – около семи утра. По склону вылезли на дорогу, идущую вдоль ЛЭП, и дальше двигались по ней. Перед перевалом ЛЭП уходит влево, нам – прямо.
Спуск с пер.Эшегарт |
Спустились к реке и тут увидели мост, а затем и людей на другом берегу. Нашей радости не было предела.
Оказалось, что это пост егерей Сарычат-Эрташского заповедника.
Узнав, каким образом мы здесь оказались, на нас буквально накинулись с криками возмущения о том, что мы много чего нарушили и нам положен большой штраф. Но мы так радовались, что вышли к людям. На данный момент нас интересовало только два вопроса – где можно найти связь и нельзя ли нам покушать. Штрафы же нас интересовали мало.
Поесть нам дадут, а связь есть в соседнем ущелье, за двумя пригорками, у некоего Руслана, который заведовал базой «МКК-тур».
Пост егерей |
Здесь же оказалось, что среди егерей обнаружилась совместная экспедиция французов и москвичей (подростки в сопровождении взрослых), которые только вчера приехали. Они должны изучать дикую природу Ак-Шийрака в течение 12 дней по следам и фекалиям.
Представляю, какое начало положило этому изучению появление трех заросших голодных русских парней на велосипедах.
А в это время нам все твердили, что мы прошли сквозь «ядерную зону». Недоумевая, мы уточнили смысл этого названия. Оказалось, что просто егеря называют долину реки Сарычат ядром заповедника. Тем временем, нас позвали кушать. Подали нам остатки барана (потроха), которые не стали есть гости из цивилизации, именуемые экспедицией. Но мы умяли все за обе щеки.
Начали осторожно узнавать о возможности купить кое-чего из еды. Помявшись, нам все же продали одну плошку сахара, один литр сайрана и две булки хлеба (оказавшегося крайне невкусным).
Между тем главный егерь составил акт о нарушении режима заповедника. В итоге штраф с нас так и не взяли (по нескольким причинам).
Разузнали дорогу на Барскоон через мост на р.Карасай. По словам егерей, он полуразрушен, но на велосипедах вполне проезжаем.
Ехать через с.Карасай – не надо, ибо оттуда не выйти на пер.Суек из-за разрушенного моста и все равно придется возвращаться.
Попрощавшись мы попедалили вверх из каньона реки. Сначала едем, потом идем пешком.
Где-то на этом подъеме я и потянул ахиллесово сухожилие на правой ноге.
Едем к Руслану за спутниковой связью. Повернули не туда и пропилили 4 лишних километра сначала вниз, потом обратно вверх. Пошел дождь с градом и сырты моментально развезло. К моменту выхода обратно на дорогу, колеса не крутились из-за налипшей грязи.
Отправили Серегу обратно к егерям, более точно узнать дорогу. Мы же с Максом тем временем устроили совет стаи.
Повестка была следующая: имеет ли смысл продвигаться к цивилизации своим ходом, учитывая погоду (кругом висит марево дождя), то, во что превращается дорога даже после небольшого дождика, состояние здоровья (я хожу, хромая, у Сереги – тоже проблемы с ногой, сильно ушиб лодыжку), либо пытаться поймать попутку как можно дальше по намеченному маршруту. В идеале до Барскоона, но и до Кумтора тоже хорошо.
Решаем не рисковать и остановиться на втором варианте.
Тем временем Серега возвращается, озвучиваем ему ситуацию, он соглашается с нами и отчаливает в «МКК-тур», на поиски Руслана, имея в активе более подробные инструкции по его поиску.
Перед нами же стоит достаточно непростая задача – найти попутку в нужный нам пункт назначения, учитывая, что в среднем тут проезжает пара-тройка машин в день.
Тетрис |
Внутри УАЗа |
Долго ли коротко, замечаем движущийся в нашем направлении УАЗ, семейство бобиковых. Медленно он ползет в нашем направлении. Не менее получаса прошло, пока он до нас доехал, с того момента как мы засекли его со своего наблюдательно пункта.
Договариваемся, что он нас за 6000 сомов добросит до Барскоона. Предварительно ему надо заправиться. Условившись о времени встречи (18:00), остаемся дальше куковать, ждать его и Серегу.
С 11 утра сидим на месте, нас периодически поливает дождичком, дорога не успевает просохнуть за те периоды времени, когда выглядывает солнце.
Возвращается Сергей, приносит радостную весть, что дозвонился домой (гора с плеч, нас уже почти объявили в розыск), немного перекусываем, к этому времени подъезжает Улан, водитель УАЗа.
Пакуем вещи, байки (тот еще тетрис), и в 19 часов отчаливаем в путь. При этом начальная цена транспортировки увеличивается на 500 сомов.
И тут началось такое, что никто из нас не ожидал. Бросало нас внутри машины так, что внешне, мне кажется, могло показаться, что везут буратин.
Водила местами показывает чудеса мастерства, проезжая размытые реками переправы.
Постепенно опускается ночь и туман. Я в каком-то полузабытье урывками вижу наш путь, подъемы, спуски, провалившийся мост через р.Карасай, ямы, камни, колеи. После проезда этого моста Улан произнес загадочную фразу: «Ну все, хорошая дорога кончилась». Интересно, что же тогда плохая?
И мы прочувствовали на себе эту плохую дорогу. Собственно, качественно она отличалась мало, только количественно – т.е. средняя скорость упала где-то до 10-15 км/ч, подбрасывать стало выше и морская болезнь давала о себе знать чаще.
Где-то в 23:00 Улан понимает, что заблудился. Мы находимся где-то на разливе реки, кругом камни и вода, дорога идет какое-то время по реке, а где она выходит на берег – мы не можем понять.
Возвращаемся на пару километров назад, несколько попыток найти правильный путь. Но тщетно.
Принимается решение встать тут до рассвета. Однако кругом вода и грязь, палатку поставить негде.
Ночуем в УАЗе, в фантастических позах, 4 мужика, с тремя велосипедами, тремя рюкзаками и баком для бензина на 100 литров в салоне. В таких условиях речи о каких-либо удобствах сложно вести. Эти 6 часов сочились очень долго. Сном это назвать сложно.
На высоте около 3800 с температурой чуть выше нуля за бортом (да и внутри машины она была не выше), периодическое шевеление пальцами на ногах и руках, чтоб не замерзли.…
Никогда не забуду эту ночь. В настолько некомфортных условиях «спать» пришлось впервые.
Греюсь |
Вечер на Иссык-Куле |
В 5 утра начало светать. Разбудил Улана, тот нехотя проснулся (!), вышел из машины, прошелся пару кругов вокруг машины и воскликнул: «Так вот же дорога!»
И мы «помчались».
Через полтора часа выехали-таки на гравийку в районе Кумтора. Далее по известной дороге до трассы на Барскоон, 32 витка серпантина перевала Барскоон.
И вот, мы, наконец-то, в с.Барскоон. Время 8 утра. Одетые во все имеющиеся теплые вещи выходим из машины, небритые, с опухшими и помятыми лицами, на непослушных ногах.
Тепло! Вот что сразу чувствуется. Градусов 20 тепла на улице, не меньше.
Серега, похожий внешне на урюка, бросается на урюковое дерево, дабы нарвать урюка.
Они хотели другой поход |
Водитель довозит нас до берега Иссык-Куля, как стало потом понятно, до пляжа с.Барскоон. Прощаемся, он уезжает, мы ставим палатку на краю пляжа, среди облепихи, завариваем по кашке и распластываемся на пенках подремать.
Устраиваем полноценную дневку.
К обеду становится ощутимо жарко. Сгоняли в Барскоон (15 км туда и обратно) с целью подкупить продуктов и поменять рубли на сомы. Удалось только наполовину. Валюту потом удастся поменять только в с.Покровка. Еды купили на оставшиеся 120 сомов.
Весь день посвящаем пассивному отдыху. Появляется много местных пляжников (воскресенье на дворе), постоянно шатающихся рядом. Стираемся, моемся, клеим колеса, наедаемся оставшимися продуктами, которые были отложены в качестве неприкосновенного запаса. В сумерках уже нарвали яблок (невкусных) и урюка вдоль дороги.
километраж за день 21 км, бонусный километраж 15 км
километраж на УАЗе 167 км
набор высоты 680 м
ночевка на высоте 1585 м
Часть 2. Тропой европейца, или когда не надо никуда спешить
Южный берег Иссык-Куля |
Натрудили животики |
Будильник ставить не стали, проснулись сами около 6 утра.
Ночью и с утра на Иссык-Куле небольшой шторм, дождик.
Очень медленно собираемся, нам не надо никуда спешить, у нас в запасе 5 дней, чтобы добраться до Чолпон-Аты. Тут скорее стоит вопрос – как растянуть во времени эти полкруга вокруг озера.
В начале девятого выехали, через 1.5 км – выбрались на трассу и не спеша, вальяжно, я бы даже сказал, покатили на восток. Едем в свое удовольствие, наслаждаемся видами побережья.
Через 40 км – с.Кызыл-Суу (оно же Покровка), поменяли валюту, накупили на рынке еды, в том числе огромный арбуз и несколько дынек.
Под сенью тополей |
Наконец-то помыл байк |
Подумали – уж коль мы в цивилизации, почему бы не отобедать в кафе. Еле выползли оттуда спустя час. Нельзя так наедаться! Кое-как выехали за село. Сразу за ним повернули своих железных коней в поля подсолнухов и 2 часа дремали на пенках, переваривая съеденное. В три часа пополудни навострились на дальнейшее передвижение.
Встретили трех байкеров из Бишкека, налегке в сопровождении машины едущих вокруг озера. Они нас огорошили новостями про войну в Южной Осетии. Жадно утоляли информационный голод. Расспросив друг друга о маршруте, планах и т.п., попрощались.
На 62км, около 5 вечера – свернули к горам, в сторону с.Жетиогуз, но ехать до скал «7 быков» было так лениво по пыльной гравийке, что сразу, как за селом кончился асфальт, мы свернули в рощицу на берегу одноименной речушки.
Первым делом сгрызли арбуз. Мою байк, клею камеры, отдыхаем, валяемся. Планируем так же неспешно добраться к утру 15-го августа до Чолпон-Аты.
километраж за день 68 км
набор высоты 544 м
ночевка на высоте 1831 м
г.Каракол, возле ЦУМа |
Аллея в музее Пржевальского |
Утро нам опять обещало чудный нежаркий день. Так и вышло. Не спеша собрались и в пол-одиннадцатого утра, починив очередной прокол, стали выезжать на трассу. Плавный спуск под горку, 6 км до трассы.
На выезде трое местных робингудов пытались вымогать деньги, растянув поперек дороги веревку на уровне шеи. Разразившись ругательствами в их адрес, мы проехали под веревкой.
Ближе к г.Караколу асфальт становится хуже, кое-где проще ехать по обочине. Через час мы в центре Каракола. Узнав дорогу на Тюп (после ЦУМа первый поворот налево на улицу Абдурахманова) пошли закупаться продуктами.
На рынке купили очередной арбуз по цене 3 сом/кг, персиков, пепси, молока, печенья, яблок и прочих радостей желудка. Надо наверстывать упущенное, мы ведь в Киргизии.
Купили симку местного оператора МегаКом (звонок в Россию всего около 5.5 сом/минута).
Обнаружили в ЦУМе пару отделов с киргизскими сувенирами и зависли там довольно надолго (как потом оказалось в Чолпон-Ате, переплатили мы за разные вещички в 1.5-2 раза).
Памятник Пржевальскому |
В музее Пржевальского |
Время близится к обеду и мы едем в сторону Тюпа, высматривая кафешку. Заехали в частный дом, где в саду незамысловато кормят (лагман, чай, ашлямфу, хлеб).
Времени у нас валом, поэтому устроили себе культурную программу – поехали в музей Пржевальского. На 27 км на развилке (пост ГАИ) повернули налево и через 7 км подъехали к воротам музея.
Учитывая весьма скромные цены, взяли экскурсию (20 сомов за человека + 10 сомов за фотоаппарат).
Музей (здание) небольшой, но имеет довольно насыщенную композицию. Тут же что-то шпрехал немцам другой экскурсовод. Музей Пржевальского находится в парке, выделенным для него, весьма ухожен (для Киргизии), сходили на могилу путешественника.
На обратном пути заметили курей, индюка и несколько коровок, видно, натуральное хозяйство тут же ведут. Культурное обогащение естественно надо было добить и радостью для желудка. Отъехав метров 200 от музея, тут же употребили арбуз. Далее обратно до развилки 7км и уходим налево, в Тюп.
До него около 20 км, едем не торопясь, уворачиваясь иногда от слишком близко летящих автомобилей. Встречаем кавалькаду мотобайкеров. Поприветствовав друг друга, разошлись встречными курсами.
Поскольку с водой ожидалась напряженка, в Тюпе заблаговременно набрали во все бутылки воды.
Не доезжая с.Сарыбулак несколько сотен метров, съезжаем с асфальта влево и пытаемся остаться незамеченными в рощице. Не тут-то было. Мимо рощи, по проселку идет нехилый трафик. Двое местных парней предложили купить у них анашу. Отказались.
На всякий случай запрятали байки в кусты и замотали замком. К вечеру начал накрапывать дождь. Опять наелись до обжорства. Это надо прекращать. Без энтузиазма перекинулись в картишки. Дождь усилился и мы в 9 вечера идем спать.
километраж за день 73 км
набор высоты 390 м
ночевка на высоте 1656 м
Всю ночь шел дождь, то усиливаясь, то затихая. Однако утро опять обещало идеальную погоду на день – тепло, но пасмурно.
Старт в 8:30 по готовности. Не спеша двигаемся от аила к аилу.
Проезжаем мимо стеллы с красными буквами «КЦ» - наверное, спичечная фабрика.
В какой-то момент соблазнились абрикосами, которые продают много где вдоль дороги. Купили ведро крупных в с.Джаконбаево за 200 сомов/ведро. Тут же за деревней сделали пит-стоп и частично урезали запасы. Но много за раз не съешь.
Около одного из кладбищ Серега срывается в сторону от дороги нарвать яблок-ранеток. Они гораздо вкуснее тех яблок, которые мы ели на южном берегу. Да и вообще, северный берег озера приятней южного. И растительность побогаче и асфальт лучше.
Довольные жуем абрикосы |
Кунгей-Алатау |
В Ананьево покупаем мед и лепешки. Решили, что если не найдем кафе для обеда, то пообедаем лепешками с медом на берегу Иссык-Куля. Кстати, странное явление, не характерное для южного берега – магазинов очень много, но кафе, в которых можно перекусить – практически не найти.
Так и не найдя кафе, за Темировкой сворачиваем к берегу и через 3 км мы на пляже, рядом какой-то дом отдыха. Находим подходящие кусты и устраиваем себе обед.
Чай с лепешками и медом – ммм, объеденье!
До конечного нашего пункта, Чолпон-Аты, около 30 км, а быть там надо только послезавтра, посему остаемся здесь, на пляже, на последующие 1.5 суток.
Переварив обед идем на разведку в дом отдыха по поводу бани. Поблуждав по тропкам (встретили белку (!), вот так неожиданная встреча, привет из Новосибирска), узнаем, что баня сломана. Огорчились, но нашли умывальник, где набирали пресной воды, стирались и мылись.
Остаток дня посвятили отдыху, вдумчивому пережевыванию еды, да заклейки очередной проткнутой камеры.
километраж за день 81 км
набор высоты 513 м
ночевка на высоте 1620 м
Куцая тень |
Киргизский колпак - классический сувенир |
До Чолпон-Аты рукой подать, что мы и делаем спустя 30 км.
Практически все побережье от с.Темировка до г.Чолпон-Ата застроено домами отдыха, курортами и пансионатами. Въезжаем в Чолпон-Ату около 10-11 утра.
Сразу же едем на автовокзал, где нам сообщают, что ближайший автобус в Алмату только вечером, опять надо где-то убить почти целый день.
Съездили на рынок, докупили сувениров по очень привлекательным ценам. На еду цены тут, конечно побольше, чем в других местах, курортный статус сказывается даже в том, что везде отдельной строкой идет обслуживание – 10%.
По очереди сходили посмотреть на местный пляж – сильно запруженное людьми небольшое пространство рядом с водой.
Использование фонтана в качестве тазика с водой |
Лежбище в центральном сквере |
Серега клеит очередную камеру, используя фонтан непосредственно – т.е. как тазик с водой. У Макса тоже радость – пробил колесо.
Знакомимся с группой горно-пешеходных туристов из Караганды, которые перевалив через хребет, пришли из Алматы в Чолпон-Ату, где у них украли фотоаппарат, документы и часть денег.
Насладившись закатом на фоне гор, грузимся в автобус и ночь проводим в дороге до Алматы
Закат в Чолпон-Ате |
Сочетание несочетаемого |
километраж за день 29 км
набор высоты 190 м
В поезде Алматы-Новосибирск |
В дороге немного укачало, да и автовокзал встретил нас плотным запахом автомобильной гари. До поезда нам необходимо где-то "убить" около 6 часов, поэтому едем своим ходом в сторону вокзала, высматривая по пути подходящий зеленый скве, где провести это время. Такой заброшенный сквер находится и в районе обеда мы успешно грузимся в поезд Алматы-Новосибирск. При этом умудрившись даже не попасть на деньги от мелких вымогателей типа "лица при исполнении".
В этот раз приехали домой без особого опоздания, что имело место в 2005 году (в 2005 году простояли на границах в общей сложности около 7 часов)
Итоги, выводы, рекомендации
Горы - это такая страна,
куда хочется возращаться снова и снова
Маршрут пройден. То, какой это получился маршрут и как пройден - дело второе, не первое. Первое же - те дни и недели без цивилизации, те воспоминания и фотографии, тот опыт, те переживания, которые внесли мощную струю позитива в нашу обыденную жизнь.
Особенности, которые выявились при прохождении маршрута:
В качестве выводов для себя лично хочу привести следующие соображения, являющиеся спорными и неоднозначными. Эксперимент по "цивилизованному" туризму, включающего в себя регистрацию в спасательной фирме, оформлении страховки, покрывающей риски в случае несчастного случая, считаю неудачным решением для велотуризма в условиях неустойчивой связи с цивилизацией. Как вариант - прорабатывать более удобный способ связи со спасателями, а также оформление страховки, в которую включены не только травматические риски (ну не ломать же руку/ногу кому-то из команды, когда тебе сообщат, что этот вертолет прилетел искать вас, а вы при этом находитесь в хорошем здравии).
Транспорт (включая форс-мажорный): | ~4500 |
Еда: | ~2500 |
Страховка: | ~1200 |
Оформление документов: | ~500 |
Регистрация у спасателей: | ~730 |
Культурная программа (музей): | ~16 |
Сувениры: | в среднем 1000 |
Связь: | ~200 |
Ремонт спутникового телефона: | 3100 |
Всего: | ~13800 рублей |